Экономическое положение страны было тяжелым, и выполнить планы в намеченные сроки не удалось. Только осенью 1929 года Реввоенсовет нашел возможность финансирования работ. В 1930 году было построено 47 сооружений, но тогда от первоначальных проек-тов отказались и строили уже на других рубежах. В 1932 году строительство бы¬ло в основном завершено. В последующие годы проводилась работа по совершенствованию УРа.
Масштабное строительство благоприятно сказывалось на развитии Полоцка. В городе были размещены УНР-27 (по улице К. Маркса, 15) и Учдор-705, развивалась дорожная сеть, совершенствовались линии связи. Интересно, что Учдору на строительство дорог по разнарядке от каждой деревни выделялось определенное количество крестьян.
В рекогносцировке оборонительных полос Полоцкого укрепрайона принимали участие начальник штаба РККА А. И. Егоров и начальник инженерных войск РККА Н. Н. Петин. Строительством УРа непосредственно занимались крупнейший знаток этого театра военных действий М. Н. Тухачевский и командующий Белорусским военным округом И. П. Уборевич. Дальнейшая судьба названных военачальников оказалась трагической — все они были зачислены в ранг изменников Родины и расстреляны.
Сослуживец командарма И. П. Уборевича инженер-полковник Г. Т. Горбачев вспоминал: «Поехал он под Полоцк, где шли инженерные работы по укреплению района. Взял и меня с собой.
Перед нашим приездом геодезисты закончили разбивку местности и определили, как следует располагать огневые точки. Везде были расставлены вехи.

КАК СТРОИЛИ ПОЛОЦКИЙ УР
Все работы проводились в режиме строгой секретности и НКВД делал все, чтобы информация о проводимых работах была известна только узкому кругу людей. По воспоминаниям полочанина Владимира Ивановича Давыденка, строили зачастую так: огораживали участок земли, возводили на нем сруб или сарай и там по ночам производили земляные и бетонные работы. Завершая строительство, строение не сносили, используя его в качестве маскировки. Именно так выглядел в июне 1941 года ДОТ, расположенный близко у дороги Полоцк-Освея на окраине д. Беломатейково.
Другой полочанин, бывший партизан-разведчик Павел Семенович Гвоздев вспоминал, что взрослые строго-настрого запрещали вездесущим полоцким мальчишкам появляться в местах строительства, и они это требование старались выполнять.
Из рассказов сторожилов следует, что к строительным работам большей частью привлекались строительные бригады из- за пределов Белоруссии. Если же нанимались местные крестьяне с личным гужевым транспортом, то на строительные объекты они не допускались. Не доезжая до объекта, транспорт останавливался красноармейским нарядом, извозчик высаживался и дальше к объекту груз перевозил военнослужащий. Кроме того, на ложных направлениях открыто возводили дерево-земляные сооружения, к которым можно было легко подойти.
Строительной техники и автомобильного транспорта катастрофически не хватало, поэтому на строительстве объектов УРа преобладал ручной труд. Был выполнен громадный объем земляных и бетонных работ. «Инструкция по оборонительным работам» определяла, что 4 рабочих должны обеспечивать подготовку за 1 час 0,8 - 1 м3 бетона. Бетономешалки той поры имели производительность 3,75 м3 бетона в час.

Читать дальше »
 
Наши новости (RSS)
Наши контакты:

Email: igor.greff@yandex.ru

Присылайте Ваши новости и самые интересные статьи будут опубликованы на нашем сайте

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru