С 30 августа 2009 года, даты первой катастрофы в белорусской военной
авиации с человеческими жертвами после более чем 12-летнего
благополучного периода, ВВС и войска ПВО Беларуси потеряли семь летчиков
и четыре боевые машины имеющие прицелы.
Как уже сообщалось, 29 ноября 2011 года в 19.45 во время выполнения
плановых учебно-тренировочных полетов при заходе на посадку в районе
аэродрома Пружаны (Брестская область) произошло крушение вертолета Ми-24
181-й боевой вертолетной базы. Три члена экипажа воздушного судна
погибли.
30 августа 2009 года во время авиашоу в польском Радоме разбился Су-27
61-й истребительной авиабазы (Барановичи). Его пилотировали
летчики-снайперы заместитель командующего Западным
оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО Александр Марфицкий
и заместитель командира 61-й истребительной авиабазы Александр
Журавлевич. Оба пилота погибли.
21 апреля 2010 года в районе Ружан (Пружанский район, Брестская область)
во время осуществления планового полета в условиях ограниченной
видимости, как сообщала пресс-служба Минобороны, при выполнении маневра
повышенной сложности произошло столкновение в воздухе двух самолетов
МиГ-29 927-й истребительной авиабазы. В результате одна из машин была
потеряна, летчик катапультировался. Второй истребитель сумел вернуться
на аэродром базирования.
23 сентября 2010 года в Ганцевичском районе Брестской области потерпел
катастрофу МиГ-29 61-й иаб. По сообщению пресс-службы Минобороны, экипаж
выполнял элементы пилотажа повышенной сложности на малых высотах.
Погибли летчик 1-го класса, командир авиационной эскадрильи подполковник
Сергей Коваленко и летчик 2-го класса, заместитель командира
авиационного звена майор Александр Жигайло. Кстати, первый из них дважды
выполнял один из сложнейших элементов боевой подготовки авиаторов —
садил МиГ-29 на аэродромный участок дороги.
Результаты расследования причин этих катастроф не обнародовались.
С 1970 по 1997 годы в военной авиации, дислоцировавшейся на территории
Краснознаменного Белорусского военного округа, произошло более 100
авиационных происшествий, в которых погибли более 60 человек. Последними
в этой череде были катастрофы Су-27 и Су-17 в районе Барановичей 23 мая
1996 года и 19 мая 1997 года. В первой погиб начальник воздушно-огневой
и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы подполковник
Владимир Карват, ставший первым Героем Беларуси (посмертно). Это
последнее авиапроисшествие, результаты расследования которого стали
известны общественности. Во второй катастрофе погиб начальник станции
летных испытаний 558-го авиаремонтного завода подполковник Сергей
Погребан. По неофициальной информации, пилот переоценил возможности
самолета и свои собственные.
К уже перечисленным катастрофам государственной авиации на территории
Беларуси можно добавить крушение в Поставском районе Витебской области
20 октября 2011 года вертолета органов пограничной службы Беларуси AS
355NP Ecureuil. На борту находились пятеро человек: два члена экипажа
(Игорь Скворцов 1965 г.р. и Андрей Пекарский 1979 г.р.) и съемочная
группа телерадиообъединения "Союз" (Юлия Шатерник 1983 г.р., Виталий
Прачковский 1974 г.р. и Сергей Шамалов 1972 г.р.). Все они погибли. "Еврокоптер"
выполнял плановый полет по охране государственной границы.