Website Template: Simple Magazine (demo)
  • RSS лента
  • Достопримечательности города Полоцка:

     

    Софийский собор
    Полоцк, собор Софийский
    Построен на фундаменте Софийского собора XI века (заложен между 1044 и 1066 гг.), камни фундамента доступны к осмотру в нижней (подвальной) части собора. От собора XI века сохранилась состоящая из трех частей апсида высотой около 9 м (с правой стороны собора, если стоять лицом ко входу в храм), остатки стен, склеп.

    Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.
    Софийский собор — первый и еще робкий пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли - подробнее на https://0225.ru. После "Софии", преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы.

    Спасо-Ефросиньевский монастырь

    Полоцк, монастырь Евфросиньевский правосл.
    Спасо-Евфросиньевский (Спасский) монастырь основан Евфросиньей Полоцкой в XII веке. В 1579—1654 и 1667—1820 гг. принадлежал иезуитскому ордену.
    Сейчас — это действующий православный женский Спасо-Евфросиниевский монастырь.Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

    Полоцк, монастырь Евфросиньевский:  церковь св. Евфросиньи ("теплая")
    Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники.

    Коллегиум иезуитов



    Сохранились южная часть главного корпуса и западное крыло.

    Монастырь (и коллегиум) иезуитов основан в 1581 г. После запрета деятельности ордена передан пиарам (в 1822 г.). С 1830 г. — кадетскому корпусу






    Костел св.Стефана иезуитского монастыря (с 1830 г. — Николаевский собор) возведен в 1738 г., взорван в 1964 г.
    Подпорная стена южного склона холма, на котором стоял главный корпус коллегиума.






    Полоцк, монастырь францисканцев: жилой корпус
    Монастырь францисканцев: жилой корпус











    Дом Петра I


    Во многих источниках это здание называется "дом Петра I". Впрочем, никаких прямых доказательств, что в этом доме жил российский император, пока не найдено.

    Небольшая цитата из статьи Марины Загорской «Здань каранаванага забойцы» для газеты «Салiдарнасць»:
    «...Імператар Пётр І, “прасякаючы акно ў Еўропу”, неаднойчы наведваў Полацк. Упершыню — калі ў лютым 1701 г. на паштовай фурманцы кіраваўся ў бок Біржайскага замка на сустрэчу з вялікім князем літоўскім Аўгустам ІІ. Па заключанай хаўруснікамі змоўніцкай дамове, старажытны Полацк падчас Паўночнай вайны са шведамі стаў лагерам расійскага войска.
    Ёсць сярод палачан тыя, хто гэтым гістарычным фактам непамерна ганарыцца: “У нашым горадзе жыў сам Пётр І!”. Іншыя ж лічаць: лепей бы шляхі каранаванай асобы пралеглі дзесьці ўбаку. Тады б зграбную мураванку, пабудаваную ў 1694 г. побач з Богаяўленскім манастыром, паказвалі турыстам як прыватнае ўладанне невядомага гараджаніна. Але цягам некалькіх стагоддзяў за гэтым помнікам архітэктуры трывала замацавалася назва “домік Пятра”.
    Маўляў, у 1705-м, калі імператар прабыў у Полацку блізу месяца, ён жыў то ў келлях Спасаўскага манастыра, што належаў тады езуітам, то ў мураванцы, нібыта ўзведзенай спецыяльна для манарха.
    — Сто з нечым гадоў таму на будынку яшчэ мелася ляпная выява двух геніяў, што трымалі ў руках стужку з надпісам па-лацінску: “Пётр Першы. Год Гасподні 1705”, — гаворыць пісьменнік Уладзімір Арлоў.
    Сёння спецыялісты ўжо няўпэўненыя ў тым, што надпіс адпавядаў рэчаіснасці.
    — Пётр у доміку не жыў. Спасаўскі манастыр і выспа сярод Дзвіны — былі больш бяспечнымі месцамі, чымсьці будынак у цэнтры горада, — абвяргае распаўсюджаную версію загадчык Полацкага краязнаўчага музея Вольга Краско. — Магчыма, “каранаваная” шыльда зрабіла паслугу аднаму з гаспадароў — купцу ці мешчаніну, калі той задумаў прадаць нерухомасць даражэй за яе кошт.
    Па меркаванні спадара Арлова, “увекавечыць” імя Пятра маглі і да чарговага прыезду ў Полацк каго-небудзь з расійскіх імператараў...
    ...Час знаходжання расійскага войска ў Полацку іначай як акупацыяй не назавеш. Прыклад жорсткасці ў абыходжанні з беларусамі паказваў сам Пётр І.
    — Нішатавата выпіўшы, адзначаючы свае імяніны 29 чэрвеня 1705 года, Пётр з Меншыкавым і некалькімі афіцэрамі ў найстаражытнейшым беларускім храме — Полацкай Сафіі ўчыніў крывавую расправу над уніяцкімі святарамі. Чатырох смяротна паранілі, аднаго павесілі за адмову перайсці ў праваслаўе. Попел забітых развеялі над Дзвіной, каб іх магілы не сталі месцам паломніцтва, — сведчыць спадар Арлоў. — Сафія стала вайсковым складам. 1 мая 1710 года тут выбухнуў порах. Ацалелі толькі фрагменты падмурка...»

    Монастырь Богоявленский
    памятник Симеону Полоцкому


    Этот корпус Богоявленского мужского монастыря больше известен как "Дом Симеона Полоцкого".

















    памятник Симеону Полоцкому










    Памятник Всеславу Чародею


    Всеслав Чародей
    Всеслав Брячиславич, Всеслав Вещий (около 1029—1101), князь полоцкий (с 1044 г.), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—69 гг.)
    Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун. Княжил в Полоцке 57 лет.









    Красный мост


    Полоцкий Красный мост
    Новый железобетонный мост был построен в 1975 году на месте старого деревянного моста с использованием оформления бывшего моста: стилизованные по форме фонари на тротуарах, медальоны на плитах парапета (чугун, по форме вытянутые по горизонтали шестигранники с рельефными изображениями перекрещенных сабель на фоне круглого щита). В 1974 г. около моста установлена мемориальная доска в память русских воинов, которые погибли при освобождении Полоцка в 1812 г.



    Кирха (лютеранская церковь)

    Кирха-лютеранская церковь
    Кирха — лютеранская церковь.
    С 1948 г. (и поныне) в храме располагается Полоцкий областной краеведческий музей.




















    Костел св. Андрея Баболи

    Костел св.Андрея Баболи

    Полоцкий костел св.Андрея Баболи












    Место Бельчицкого монастыря
    Место Бельчицкого монастыря
    Монастырь включал 4 каменных храма XII в. Как утверждают Чантурия (1977 г., см. ниже) и энциклопедия "Архитектура Беларуси" (1993 г.), от монастыря сохранились фундаменты 3 церквей. Разведка на месте успеха не имела — никаких остатков монастыря обнаружено не было. Лишь одинокая мемориальная плита, напоминающая надгробие, обозначает то самое место... Судя по всему, фундаменты старых храмов засыпаны землей, и на поверхности их не видно.

    Известны в Полоцке еще четыре памятника культового зодчества XII в. — храмы Борисоглебского монастыря в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. Данные летописей, литературных источников и материалы археологических раскопок указывают на обилие монументальных каменных построек в этом районе, подтверждая мысль о существовании здесь укрепленной княжеской резиденции (Воронин).

    Храмы Бельчиц различаются своими масштабами, планировочными особенностями и объемной композицией, свидетельствуют о многообразии архитектурного творчества, широком диапазоне строительного материала. Здесь и небольшая церковь-усыпальница, воздвигнутая под влиянием деревянного зодчества, — бесстолпная постройка с прямоугольной апсидой, и оригинальная церковь с трансептом, план которой растянут, как в базиликальных храмах, и величественный трехапсидный собор.

    Выделяется в монастыре церковь Бориса и Глеба, которая была построена зодчим Иоанном несколько раньше Спасо-Евфросиньевского собора. Между обеими постройками имеется композиционная общность: ступенчатое, ярусное построение завершающей части. Все постройки Бельчиц характеризуются одинаковой техникой двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы наподобие кладки церкви Спаса на Берестове в Киеве (конец XI — начало XII в.). Контраст цветов усиливался за счет покраски мумией выступающих рядов кирпича.

    Полоцк, монастырь бернардинцев: жилой корпус
    Монастырь бернардинцев
    : жилой корпус
    Дата строительства: 1758 г.













    Памятник Ефросинии Полоцкой

    Ефросинья Полоцкая
    Евфросинья Полоцкая (1110—1173) — дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея), инокиня и просветительница. Прославлена в лике святых как преподобная в мае 1910 года.














    Памятник Франциску Скорине

    Памятник Франциску Скорине
    Ф
    ранциск Скорина — белорусский гуманист первой половины ХVI в., ученый-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник восточных славян.
    Далеко не все детали биографии Скорины дошли до наших дней, до сих пор осталось ещё немало «белых пятен» в жизни творчестве великого просветителя. Неизвестны даже точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что родился он между 1485 и 1490 годами в Полоцке, в семье состоятельного полоцкого купца Луки Скорины, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку, название которого он позднее всегда употреблял с эпитетом «славный». Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей — научился читать по Псалтыри и писать кириллицей. Предполагают, что латынь (Франциск знал ее блестяще) он выучил в школе при одном из католических костелов в Полоцке или Вильне.

    Городская застройка XVIII в.

    Полоцк, застройка городскаяРядовая жилая застройка сохранилась в виде отдельных домов на площади Свободы, по улицам Горького, Замковой, Ленина и др. Для них свойственна архитектура барокко, классицизма и эклектики.









    Полоцк - центр Европы

    Полоцк - центр Европы
    Полоцк - географический центр Европы

     
Читать дальше »
 
Наши новости (RSS)
Наши контакты:

Email: igor.greff@yandex.ru

Присылайте Ваши новости и самые интересные статьи будут опубликованы на нашем сайте

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


 
Используются технологии uCoz