• RSS лента
  • Алкоголизация и криминализация населения успешно продолжается


    Революционные предложения Генпрокуратуры в деле профилактики преступности и борьбы с пьянством реально могут повлиять на отрезвление и поведение белорусского социума, но не всем это понравится…

    Как уже сообщал БелаПАН, Генеральная прокуратура готовит информацию на имя премьер-министра Михаила Мясниковича с предложениями по целому ряду социальных проблем государственного масштаба. В их числе — запрет на выпуск плодово-ягодных крепленых вин низкого качества, продажу алкогольных напитков лицам моложе 21 года, рекламу алкогольных напитков и пива. Также предлагается существенно ограничить количество мест реализации крепких спиртных напитков, внедрить процедуру обязательного тестирования старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотических средств и алкоголя и, как водится, усилить антиалкогольную социальную пропаганду.

    Предложения, надо сказать, трезвые, но, увы, запоздалые. К месту заметить, что из госструктур только люди в синих мундирах хоть что-то пытаются делать в сфере противодействия алкоголизации и криминализации населения.

    Года два назад Генпрокуратура предлагала увеличить акцизы на спирт, видя в этом один из способов борьбы с пьянством в республике. Акцизы действительно повышались, но совсем не для противостояния с «зеленым змием». У производителей «пьяной» продукции свои меркантильные интересы.

    В конце 2011 года Генпрокуратура наивно пыталась привлечь к борьбе с алкоголизацией населения торговлю. Однако, как сообщала пресс-служба этого ведомства, «Министерством торговли ни одно из предложений по существу не рассмотрено, в связи с чем генеральным прокурором направлено письмо министру торговли, в котором рекомендовано вернуться к рассмотрению ранее направленной информации».

    Блок предложений касался нюансов реализации алкогольной продукции. Например, чтобы торговать злом в бутылках ночью, предлагалось предусмотреть в качестве обязательных условий получение специального разрешения на такую торговлю, заключение договора об обеспечении охраны общественного порядка с территориальными органами внутренних дел, а также оборудование предприятия торговли системами видеонаблюдения. С заботой о подрастающем поколении прокуроры предлагали труженикам торговли установить время начала реализации спиртных напитков не ранее 10 часов утра для точек, расположенных вблизи детсадов и учебных заведений.

    Можно по-разному относиться к трезвым инициативам прокуратуры, прекрасно сознавая, что их на корню способно зарубить мощное лобби в лице производителей и реализаторов винно-водочных и прочих спиртосодержащих изделий, связанных по рукам и ногам выполнением постоянно растущих плановых показателей и выручки, благодаря которым пополняется казна. По нашим данным, каждый 10-13-й рубль среднестатистический белорус оставляет на прилавке именно винно-водочного отдела. А какая материальная польза от Генпрокуратуры?

    Однако, в отличие от структур, кровно заинтересованных в максимальном употреблении населением произведенного спиртного, тут, говорится, ничего личного: прокуроры зрят в корень проблемы и анализируют возможные последствия на основе имеющихся фактов.


    Алкоголизация и криминализация: как нитка за иголкой

    Интернет-газета Naviny.by проанализировала открытые данные «преступного» состояния белорусского общества на фоне пьянства за прошедшие два десятилетия. Оказалось, что у проблемы криминализации есть прямая связь с проблемой алкоголизации. Две социальные проблемы сосуществуют и следуют друг за дружкой, словно нить за иглой.

    По данным уголовной статистики, в Беларуси с 1990 по 2000 годы зарегистрированная преступность увеличилась в 1,8 раза (с 75 699 злодеяний до 135 540). Примечательно, что и уровень потребления алкоголя на душу белорусского населения за сей период возрос в 1,8 раза — с 5,7 литра до 10 литров.

    Время действительно было сложное, не зря оно названо «лихими 90-ми». Однако следующее десятилетие, которое прошло, как выражаются в правительственных кругах, «в условиях относительной экономической и социальной стабильности в стране», оказалось ненамного лучшим предыдущего. Правда, некие тенденции сокращения преступности начались с 2006 года, но общая картина по-прежнему оставалась тревожной.

    С 2000 по 2009 годы в Беларуси зарегистрированная преступность увеличилась 1,12 раза. В цифрах это выглядит так: со 135 540 преступлений до 151 293. К слову, пик пришелся на 2005 год, который оказался на удивление «лихим»: тогда в Беларуси правоохранители выявили 195 361 злодеяние. Но и в первом десятилетии XXI века вслед за криминализацией твердо шагала алкоголизация. Уровень потребления спиртных напитков на душу населения увеличился в 1,2 раза; было 10 литров на каждого, стало — 12.

    К этому можно добавить, что за последние пять лет в состоянии алкогольного опьянения совершалось от 32% до 37% преступлений.

    Так что вполне возможно, что Генеральная прокуратура имела в виду сию статистическую аналитику, готовя предложения правительству по теме профилактики преступности и борьбы с пьянством. Отмечая при этом, что «объем потребления алкогольных напитков неуклонно растет, что ведет не только к алкоголизации населения, увеличению числа психических заболеваний, связанных с употреблением спиртных напитков, но и к необратимым социально-демографическим последствиям». Ведь за последние два десятилетия производство, продажа и потребление алкоголя в Беларуси увеличилось более чем в два раза!

    Рискнем утверждать, что на самом деле ситуация более трагическая, чем представляется по официально зафиксированным данным. Увы, просто невозможно подсчитать оборот теневого производства, потребления суррогатов и любимого белорусами самогона.

    По данным социологических исследований и опросов экспертов, объем потребления нелегального алкоголя в стране может составлять от 25% до 30%. А это значит, что на душу белорусского населения приходится не 12 литров, а 15-16 — в два раза больше критического показателя, установленного Всемирной организацией здравоохранения для европейских стран.

    Латентности, то бишь скрытости, подвержена и криминальная составляющая белорусского общества. По официальным данным, в 2010 году на 100 тысяч населения в республике было выявлено 1460 преступлений. По оценкам же криминологов-экспертов, уровень реальной преступности в Беларуси превышает более 5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения. Общепринятым мировым предельно критическим показателем являются как раз 5-6 тысяч преступлений.

    Особо следует подчеркнуть, что все эти оценки состояния алкоголизации и криминализации не высосаны из пальца некой независимой организацией с офисом за рубежом. Эти данные в открытом доступе можно найти, если внимательно полистать сайт Института социологии НАН Беларуси.

    Кстати, государственные социологи весьма критически оценивают действующую Концепцию антиалкогольной государственной политики. По их мнению, она нуждается не в изменении и дополнении, а в принципиальной модернизации. В основе таких умозаключений — опрос экспертов, проведенный Институтом социологии в 2008 году. В качестве респондентов выступали практические работники здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Так вот, только 1% опрошенных полагает, что предпринимаемые государством антиалкогольные меры эффективны, небольшую степень их эффективности отмечают 48% экспертов, а 38% считают, что они совсем неэффективны.
Читать дальше »
 
Наши новости (RSS)
Наши контакты:

Email: igor.greff@yandex.ru

Присылайте Ваши новости и самые интересные статьи будут опубликованы на нашем сайте

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


 
Используются технологии uCoz