• RSS лента
  • Поклонный бум


    Может быть, не стоит беспокоить небеса по пустякам и передоверять высшим инстациям то, что можно было бы решить самостоятельно?
    В пятницу 4 мая был «прощальный день» пребывания в столице перед перемещением в другие города святынь из Афонского монастыря, привезённых в Минск 29 апреля: ковчега с частицей Честного и животворящего Креста Господня, частицами мощей святой равноапостольной Марии Магдалины и святой великомученицы Варвары. Хотя частичка мощей св. Варвары есть в кафедральном соборе, св. Марии - в храме Марии Магдалины, а частичка Креста в Полоцке, массовое поклонение отмечается именно в таких ситуацих.

    Вчера наблюдался особенный приток желающих прикоснуться к святыне. Очередь к храму протянулась по проспекту Машерова от моста через Свислочь. Несмотря на то, что перед мощами люди задерживались всего на несколько секунд, по времени очередь растягивались до 7-8 часов. Лишь в средине ночи можно было пройти к мощам довольно быстро. Детей и инвалидов пускали по отдельной очереди, она шла гораздо быстрее, хотя тоже была многолюдной.

    Работали уличные туалеты и продуктовые ларьки. В палатках принимали записки на молебны и Акафист у мощей, а также записки в Афонские монастыри. Ларец с частицами мощей был расположен перед входом в храм на высоте поднятой руки под сводом небольшой специальной арки. Люди подходили и на несколько секунд останавливались под аркой перед ларцом, чтобы прикоснуться рукой, приложить для освящения нательный крестик. У многих для этого было куплено по несколько крестиков - для родных, знакомых, детей, внуков. Каждому вручалось по маленькой иконке Марии Магдалины и св. муч. Варвары.

    Несколько странное впечатление оставлял спецназовец, дававший команды в мегафон, как себя вести у мощей.

    Внушительное количество людей невольно заставило произнести вслух: «Да уж, куда там Чернобыльскому шляху...» На что из очереди ответили: «Какой смысл туда ходить? Выходить на митинги есть смысл там, где власти прислушиваются к людям, а у нас - сами знаете...»

    На адрес редакции пришло письмо от православной верующей Галины Андреевой, задумавшейся, стоя в поклонной очереди, о том, чего ждут люди от прикосновения к святыне. Приводим текст письма с некоторыми сокращениями:

    «Люди шли нескончаемым потоком – в самом прямом смысле «от мала до велика»: здесь и коляски, детские и инвалидные, здесь и пожилые, и молодёжь – группами, семьями, - и всё это множество людей тянется и тянется к храму. Который, как и положено Дому Божию, ждал паломников на возвышении – и мы на конечном отрезке уже поднимались по лестнице, как бы ведущей в небо. Оттуда доносилось пение Акафиста с нескончаемым чтением всё новых и новых записок с нашими мольбами к святым.

    О чём мы просим? Чего ждём от этого прикосновения к святыням?

    Прислушалась, о чём говорят соседи по очереди: стояли-то 7 часов, и молча, и в разговорах. Кто-то радовался – внучка родилась, скоро крестить будем, а кто-то с эмоциональностью расписывал количество засаженных грядок. Осматриваясь вокруг, не видела молящихся: может быть, они делали это совсем незаметно? Но тогда и лица бывают другие, сосредоточенные, или умилённые, или скорбные, но не постные или унылые, и не смеющиеся. И мне вспомнилась публикация свящ. Сергия (Бегияна) в одной из православных газет как раз о подобного рода ситуациях: толпах поклоняющихся святыням - мощи ли это, сретенские ли свечи, вербочки или освящённые пасхальные яйца, - нечто осязаемое, с чем можно, как со «страховым полисом», спокойно покинуть храм до следующего большого «поклонного бума».

    Автор публикации задумался: «С каким вопросом большая часть из нас приходит на службу? Может быть, с вопросом по арифметике? «Господи, неужели Тебе и дела нет, что я получаю зарплату полтора миллиона, а у меня трое детей?» «Господи, сколько мне ещё терпеть этих несносных соседей?» и т.д. А может быть, вообще нет никаких вопросов?»

    О. Сергий напоминает нам Евангельский сюжет о том, как толпы народа встречали Христа во время Его торжественного входа в Иерусалим. Их интересовало только одно: когда Христос снова возвеличит Израильское царство, освободит их от власти римлян и даст им земное благополучие? И когда оказалось, что Спаситель пришёл не для этого, то люди закричали: «Распни Его!»

    А всех нас, простаивающих часами в очереди к ларцу с мощами, нас беспокоят ли по-настоящему наши грехи и страсти, или нам и так неплохо жить? Конечно, лучше бы иметь побольше деньжат, да поменьше болеть – вот тогда вообще красота. Нужен ли каждому, приходящему в эти очереди, Христос Спаситель? Или прикоснулся к святыни - и несчастья не должны меня касаться? Освящённая машина не должна разбиться, а освящённый дом сгореть? Это всё, для чего нужен Христос Вседержитель, – чтобы получше устроить наш земной удел.

    Хочу процитировать уже упомянутого автора, поскольку именно эти мысли и не отпускали все семь часов стояния:

    «Никакое слово о просьбе духовной, приносимое со смирением, не пропадёт у Бога. Но если все наши слова в храме – лишь о хлебе да о земном благополучии, - то Господь с гневом отвращается от такой молитвы. Ненавистна она Ему. Поэтому с душевной болью любой священник смотрит на толпу народа в Вербное воскресенье (или Пасху), которая дружно кричит: «А на нас не попало (святой воды)! А на нас!..» Ни один человек из них не знает ни сути праздника, ни причины освящения той или иной вещи, но по язычески приходят в храм, чтоб взять себе амулет христианского происхождения. И верба, и святая вода становятся какой-то магической вещью, которая имеет силу сама по себе, независимо от Бога, христианство превращается в колдовство. Люди, которые годами не исповедаются, не причащаются, считают исполненным свой долг перед Богом, если пришли в храм три раза в год что-то взять. И в свою очередь, они уже ждут от Бога выполнения какого-то долга по охранению их семьи и имущества. И если Бог не выполняет их требования, то они гневно кричат, как две тысячи лет назад: «Нет Бога!..»

    «Сын мой! отдай мне твое сердце», - говорит Господь нам (Прит. 23, 26). Не хочет Он от нас внешних правил поведения и наружных жертв, безразличны Ему наши холодные хождения в храм, рассеянные молитвы, расчётливые жертвы на свечи и записки... Лицемерно поступает тот, кто не думает отрекаться от своих грехов… - и обращается в храм за помощью; кто не исповедуется, не причащается и не молится, - и водит своих детей или внуков к причастию; кто поносит церковь и священство, - и приходит за вербой и святой водой (или, добавлю от себя, на поклонение святыням). Лучше уж честно сказать: «Я – неверующий», и не ходить в церковь, чем таким образом навлекать на себя еще больший гнев Божий.

    «Сын мой! отдай мне твоё сердце», - говорит Господь. Христос воплотился, чтобы уничтожить злобу и смерть и дать нам любовь и жизнь вечную. Но приобщиться к этому дару может только тот, кто борется с грехом, делает усилие над собой, вырывает из своего сердца корни страстей, ибо только в чистое сердце входит любовь Христова. Верба – знак победы Христа над смертью и грехом. И держать эту вербу (как и любую святыню, добавлю снова) имеет право только тот, кто сам борется с грехом и смертью духовной в себе. Как и держать воинское знамя может только солдат. Если же понесёт воинское знамя токарь, или библиотекарь, или бармен – это будет кощунство. Такое кощунство держать в руках освящённую вербу, или есть освящённое яйцо, или пить святую воду, если вы ни дня не захотели в пост воздержаться, ни разу не усмирили своего гнева, не подавили своей похоти и злобы.

    Будем, братья и сестры, искать в церкви Христовой небесных благ, а не земных. Нет в Церкви земных благ, не для этого Церковь была создана. Если же будем поступать не так, то и земные блага в час смертный отнимутся от нас, и небесных мы не получим».

    Оглядывалась на стоявших рядом, впереди и за мной людей так хотелось верить, что они понимают, зачем пришли, что они не только рукой, но и сердцем ПРИКОСНУЛИСЬ К СВЯТЫНЕ – и готовы сохранить этот духовный знак как путеводную звезду. К Христу. Истинному свету. Истинному спасению».

    Кроме предполагаемого религиозного невежества, о котором не мне судить, такой подход к святыням свидетельствует о стремлении передоверить высшим инстанциям то, что можно было бы решить самостоятельно. Однако в свои (или общественные) силы люди не верят так же сильно, как не доверяют власти. Вот и остаётся одна надежда - на чудо.
Читать дальше »
 
Наши новости (RSS)
Наши контакты:

Email: igor.greff@yandex.ru

Присылайте Ваши новости и самые интересные статьи будут опубликованы на нашем сайте

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


 
Используются технологии uCoz