
«Вопрос
о посредничестве, разрушающем финансовую систему
организаций, — закрыть». Такое поручение Александр
Лукашенко дал правительству почти три года назад. Срок
исполнения определялся 2009 годом. Однако, судя по
всему, проблема посредничества не только усугубилась, но
и приобрела ярко выраженный криминальный окрас.
«Государство и экономика несут потери из-за того, что
образовался целый паразитический слой жирующих на
спекуляциях», — констатировал Лукашенко на совещании 12
января по вопросу регулирования посреднической
деятельности.
Примечательно, что навести порядок в посреднической
деятельности власти Беларуси пытались не раз. По
сведениям Naviny.by, только президентом с 2000 года были
даны около трех десятков соответствующих поручений.
Ситуацию постоянно мониторит Комитет госконтроля. Так,
например, в декабре 2008 года глава КГК в служебной
записке на имя Александра Лукашенко сообщал:
«Результаты проверок свидетельствуют о том, что
правительством не принимаются достаточные меры по
выполнению поручения главы государства от 03.08.2006 г.
№ 09/90 П1212 по исключению необоснованного и
недобросовестного посредничества и обеспечению
продвижения отечественных товаров до конечного
потребителя с максимальным использованием собственной
товаропроводящей сети. Значительные товарные ресурсы, в
том числе импортного производства, приобретаются через
многочисленных белорусских посредников. Это характерно
для предприятий Минсельхозпрода, Минздрава,
Минстройархитектуры, концерна «Белгоспищепром»… У
руководителей отсутствует «желание» приобретать товар
непосредственно у производителя. В определенной степени
это обусловлено стремлением государственных органов
формально выполнить доведенные показатели по ограничению
темпов роста импорта, закупив все необходимое у
посредников без ведомственной подчиненности, которым эти
показатели не доводятся».
Очевидно, что и прошедшему совещанию по все тому же
«незакрытому вопросу» предшествовала служебная записка
председателя КГК аналогичного содержания. Правда, три
года назад госконтроль акцентировал внимание президента
на серьезные недостатки в кадровой политике при создании
товаропроводящей сети за пределами Беларуси, когда на
должности торговых домов «назначаются «свои» и «нужные»
люди, без должной квалификации и опыта работы, но с
родственными связями, которые определяют круг
посредников для реализации продукции на более выгодных
условиях».
В документе упоминались учрежденное ОАО «Белшина» в
Литве ЗАО «BELTYRE», которое возглавил сын директора ЧУП
«Бобруйский рынок», а директором торгового дома в
Сингапуре был назначен сын заместителя председателя
профкома ОАО «Белшина». Однако ничего преступного в
такой расстановке кадров быть не может. Дело житейское,
детям и родственникам руководителей тоже где-то надо
работать.
Но, похоже, на сей раз Лукашенко был проинформирован и с
позиций Уголовного кодекса. Ведь не зря же он на
совещании особо подчеркнул, что «эта проблема стала
криминальной. Прежде всего потому, что посредники — это
в основном родственники, дети, приближенные, друзья
отдельных руководителей, которые закупают подобный
товар, будь то белорусский или импортный». И добавил,
что «таких случаев у нас уйма».
Обратившись к руководителю КГК Александру Якобсону,
Лукашенко, по сути, дал команду правоохранителям
прошерстить предприятия на предмет спекулятивной
составляющей при посреднической деятельности в
родственных связях «соответствующих руководителей». Надо
понимать, что в ближайшем будущем нам станет известно о
ряде новых громких уголовных дел так называемой
коррупционной направленности.
Семейные громкие дела
В череде криминальных историй, которые изредка
становятся известны белорусской общественности, особо
следует выделить два семейных уголовных дела.
Дело Комаров. В июле 2009 года Гомельским областным
судом к девяти годам лишения свободы с конфискацией
имущества был приговорен бывший генеральный директор ОАО
«Рогачевский молочно-консервный комбинат» Михаил Комар.
Бывший руководитель был признан виновным «в хищении
путем злоупотребления служебными полномочиями при
завладении имуществом, совершенным должностным лицом с
использованием своих служебных полномочий организованной
группой в крупном размере».
В состав этой организованной группы, по выводам
следствия, входил сын директора Антон Комар,
возглавлявший московское представительство Рогачевского
МКК. Однако он скрылся за границей и место на скамье
подсудимых рядом с отцом не разделил. Позже появились
сообщения, что младшего Комара задержали в Испании.
Удалось ли его этапировать на Родину и осудить —
неизвестно.
Делом занимался КГБ. Спецслужбы установили, что отец и
сын, вступив в сговор с другими не установленными
следствием лицами, на протяжении 2006-2008 годов
похищали денежные средства предприятия. Хищение
осуществлялось путем заключения фиктивных договоров.
Суд постановил взыскать с бывшего директора в пользу
Рогачевского МКК более 8,7 млрд. рублей.
Дело Казеко. В мае 2003 года Минский городской суд
огласил приговор по уголовному делу в отношении
экс-президента концерна «Белгоспищепром» Виктора Казеко
и его сына Андрея Казеко, ранее возглавлявшего отдел
сбыта РУП «Минск-Кристалл».
Казеко-старшего признали виновным в злоупотреблении
служебным положением, мошенничестве, получении взятки
должностным лицом, занимающим ответственное положение, и
приговорили к 12 годам лишения свободы. Казеко-младшего
осудили на 10 лет за соучастие в получении взятки
должностным лицом, занимающим ответственное положение, и
уклонении от уплаты налогов путем сокрытия доходов.
В суде отец и сын свою вину не признали, а дело назвали
сфабрикованным. Заслуживает внимания заявление, которой
сделал по ходу процесса экс-президент концерна «Белгоспищепром»
Виктор Казеко:
«Анализ работы пищевых предприятий республики показал,
что работа государственных предприятий и коммерческих
структур, основанная на давальческих схемах, невыгодна
государству, поскольку ряд государственных предприятий
находился на грани банкротства из-за функционирования на
них коммерческих структур. По этой причине президент
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил задачу убрать
эти лишние звенья с государственных предприятий. В связи
с этим после назначения в августе 2001 года на должность
президента концерна «Белгоспищепром» мной были приняты
приказы, регламентирующие работу коммерческих структур с
государственными предприятиями. Указанные изменения
затронули деятельность РУП «Минск-Кристалл» и работающих
с ним коммерческих структур…».
По версии бывшего руководителя, он объявил войну
структурам, которые ему отомстили: оговорили, дав ложные
показания на следствии. Именно эти структуры спустя
почти девять лет, на совещании 12 января, Александр
Лукашенко назовет «паразитирующим слоем, жирующим на
спекуляциях». И о чем это говорит?