• RSS лента
  • Бизнес предлагает правительству налоговую революцию


    Деловое сообщество нацелено убедить правительство кардинально реформировать налоговое законодательство, предложив реализовать принцип «15-15-15».

    Как пояснил председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин, реализация этого принципа означает снижение до 15% НДС (сейчас 20%), налога на прибыль (18%) и социального налога (35%).

    Naviny.by попытались разобраться, какие дивиденды принесет экономике предложенное снижение налогов и возможна ли подобная налоговая революция в Беларуси при нынешней власти?

    Идею реформировать налоговую систему белорусскому бизнес-сообществу подала Россия. Именно деловые круги нашего основного торгового партнера, в частности, «Деловая Россия», предложила своему правительству снизить НДС, налог на прибыль, а также ставку социального налога по формуле «15-15-15» с целью активизации экономического роста и стимулирования развития малого и среднего бизнеса.

    Представители деловых кругов Беларуси эту инициативу подхватили и решили добиваться аналогичных изменений. Внести свои предложения в правительство бизнес-круги собираются до формирования бюджета на 2013 год.

    По словам экономиста Ярослава Романчука, ближайшие 2-3 года — решающие для Беларуси в части создания конкурентоспособного законодательства, в том числе налогового, в рамках ЕЭП. И поэтому властям так или иначе придется что-то менять.

    «Раньше мы уже предлагали реализовать похожий принцип реформирования налогового законодательства, и если бы предложения были реализованы, Беларусь была бы намного привлекательнее для инвесторов и для бизнеса, чем сейчас», — убежден Романчук.

    Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин соглашается с тем, что один из главных приоритетов для Беларуси после вступления в ЕЭП — это создание условий для привлечения инвесторов.

    «Мы постоянно должны смотреть на то, как поступают Россия и Казахстан и создавать максимально выгодные условия для бизнеса по сравнению с нашими партнерами по ЕЭП, чтобы переманить сюда бизнес-потоки. Лучше иметь тысячу клиентов с одним долларом, чем одного клиента с тысячью долларами. Это Россия может закрывать дыры экспортом энергоносителей. У нас таких недр нет. Мы должны закрывать дыры, заманивая сюда бизнес и создавая ему комфортные условия», — отметил эксперт.

    Нельзя при этом забывать и о неконкурентоспособности нашей продукции из-за высокого налогообложения, в том числе из-за высокого социального налога. И это дает еще один повод для реформирования налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на бизнес, отмечают эксперты.

    Однако, по тому, как ведут себя белорусские власти, особенно в части изменения налоговой нагрузки, можно сделать однозначный вывод: на снижение налоговой нагрузки власти не пойдут. Чиновники на различных уровнях твердят о необходимости наполнения бюджета. Отсюда — ожидаемый рост стоимости аренды, единого налога, изъятие у бизнеса уже отмененного экологического налога.

    Между прочим, и в России идут споры по поводу инициативы «15-15-15». По расчетам «Деловой России», в результате снижения налогов в бюджет недопоступит свыше 2 трлн. российских рублей. Компенсировать выпавшие доходы предлагается ростом налогов на добычу нефти и газа, повышением акцизов на табак и алкоголь до европейского уровня, а также сокращением госрасходов на 30%.

    В российском правительстве уже появились противники такого налогового маневра. Увеличение налогов скажется на нефтяной и газовой отрасли, а рост акцизов на алкоголь и табак может привести к росту контрафакта, обосновывают свою позицию противники налоговой революции.

    Что уж тогда говорить о Беларуси? Власти покрутят перед носом бизнеса продекларированным снижением налоговой нагрузки на этот год в размере 2 трлн. рублей и скажут, что на этом всё.

    «Ведь если мы добьемся сокращения налоговой нагрузки, то государству придется сокращать госраходы. Но зачем, если проще ничего не менять. У нас который год бюджет сходится до копеечки. Мы в профиците. А когда у тебя профицит, как же ты можешь пойти на реализацию предложений страждущих снизить налоги? У государства и так все хорошо», — отметил Андрей Карпунин.

    По словам Ярослава Романчука, снижение налоговой нагрузки действительно потребует кардинальной перестройки расходной части бюджета. Но это можно сделать совершенно безболезненно для экономики, убежден экономист.

    «Есть большое количество неэффективных госпрограмм, реализация которых является пустой тратой денег, что подтверждает и Минифин, и Совмин. Эти расходы можно ликвидировать и не собирать под них деньги с бизнеса. Это позволит оставить больше денег на руках у субъектов хозяйствования, привлечь инвесторов, ускорить модернизацию», — убежден Романчук.

    Экономист напомнил, что почти аналогичный принцип «19-19-19» был совершенно спокойно реализован в Словакии в 2003 году. Также Романчук напомнил о фобиях налоговиков, которые опасались, что переход на плоскую шкалу подоходного налога снизит поступления в бюджет. Как оказалось, поступления лишь растут.

    Но главная головная боль, которая властям сейчас не нужна, — это снижение социального налога.

    По мнению бизнес-сообщества, в рамках реформирования налоговой системы одним из основных является и вопрос о снижении социального налога. В частности, напомнил Владимир Карягин, на каждый вложенный рубль налоговая нагрузка в Беларуси составляет 60% — это намного выше, чем в России и Казахстане.

    «Сейчас бизнес платит 34%, а работники — лишь 1%. Из-за этого выплачивать зарплаты невыгодно. Нагрузку на бизнес в части уплаты социального налога необходимо адекватно распределять с работником», — убежден Карягин.

    Проблема давно обсуждается, и власти прекрасно понимают, что в данном случае бизнес прав. Только никак не найдется оптимальный механизм перераспределения налоговой нагрузки, причем, без последствий для пенсионеров.

    Но, по словам Романчука, на самом деле все просто. Нужно изменить существующие механизмы финансирования пенсий, перейдя на принцип оплаты всех требований в отношении пенсий и соцвыплат со всех доходов бюджета. То есть сделать источниками покрытия расходов на пенсии и соцвыплаты все налоговые поступления в бюджет.

    Вот только проблема в том, что у правительства, подчеркивают эксперты, вообще нет концепции налоговой реформы на ближайшие пять лет. 
Читать дальше »
 
Наши новости (RSS)
Наши контакты:

Email: igor.greff@yandex.ru

Присылайте Ваши новости и самые интересные статьи будут опубликованы на нашем сайте

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


 
Используются технологии uCoz